Вход на сайт

Ликвидация Лжи
Воскресенье, 20.08.2017, 03:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Украина

Жизнь как символ

Пожалуй, эта статья будет воспринята весьма неоднозначно, в том числе и теми читателями, которые по большинству пунктов предыдущих материалов согласны с автором. Не исключено, что кто-то из них даже захочет закрыть страницу, не дочитав её до конца, и больше не возвращаться – ни к ней, ни к «Ликвидации лжи».

Дорогой читатель, в особенности читатель российский! Я всё-таки попрошу тебя потратить несколько минут на то, чтобы прочитать этот материал целиком. Пусть тебя не напугают слова и имена, которые в нём прозвучат. Пусть не смутят тебя строчки из песен, выбранные в качестве эпиграфов для каждой из частей. Прочитай – а потом уже говори: «Не ожидал, Ликвидатор, что ты напишешь такое». Или – не говори. Это уж как прочитаешь и как воспримешь. Я рассчитываю, что ты услышишь меня и голоса из прошлого, голоса людей, живших не столь давно, – а не внутренний голос, внедрённый в твоё подсознание машиной пропаганды.

Рано или поздно, но эту тему необходимо было поднять – причём именно в рамках «Ликвидации лжи». Косвенно она уже была затронута в предыдущих материалах, но подступиться напрямую к одному из самых одиозных мифов советской истории, плавно перешедшему в число одиозных мифов истории постсоветской, современной, создающейся и вершащейся непосредственно сейчас, в наши дни, – сейчас, когда я пишу эти строки и когда вы читаете их, – задача непростая, требующая определённой подготовки и, что самое главное, крепких нервов.

Однако к чему эти пространные вступления? Перейдём же непосредственно к теме, которая, надо полагать, никого не оставит равнодушным. Потому что речь сегодня пойдёт о человеке, чьё имя вызывает и у украинцев, и у россиян очень яркую реакцию. Со знаком ли плюс или со знаком минус – это зависит от многого: от политических воззрений, от воспитания и уровня образования, от семьи и окружения, от умения либо неумения выделять из потока информации те крупицы, которые имеют особую ценность, – крупицы правды. Некоторые говорят о нём с восторгом, некоторые – с лютой ненавистью, но равнодушными при упоминании Степана Андреевича Бандеры остаются очень и очень немногие…

Степан Бандера

Слава нашому Бандері і всім воякам,
Хто за вільну Україну голову поклав!

Хай живе Степан Бандера у наших піснях,
Та не згасне його слава і в наших серцях...

Ещё недавно имя этого человека за пределами Западной Украины звучало нечасто. Сегодня же едва ли найдётся кто-то – что в Украине, что в России, – кто не слышал бы о Бандере и бандеровцах и кто не имел бы хотя бы отвлечённого, но всё же представления о неоднозначных страницах истории Украины середины ХХ века.

Какие факты остаются обычно за кадром, сознательно или неосознанно игнорируясь как теми, кто считает Бандеру героем, так и теми, в чьих глазах он – преступник?

Каким образом имеет смысл анализировать трактовку и толкование этой фактологии, возможно ли попытаться посмотреть на каждый из пунктов с неожиданного ракурса, с новой стороны?..

Но прежде, чем подступаться к этим вопросам, вспомню вопрос, который задал мне недавно один собеседник: «А что такого сделал Бандера для Украины, чтобы считаться её героем?».

В самом деле, что? Говоря о сегодняшней Украине, мы прекрасно понимаем, что территория её весьма обширна, и Запад составляет лишь часть крупного государства. Но вспомним, что деятельность ОУН-УПА не ограничивалась только этими землями. Отдельные, и достаточно крупные при этом, формирования существовали на всей территории Украины, включая даже Крым и восточные регионы.

Однако это, как ни парадоксально прозвучит такая мысль, не главное. Главное – то, что человек, задающий подобный вопрос, подразумевает деление Украины на Восточную и Западную, подразумевает разделение государства на регионы, слабо связанные между собой – и забывает (либо делает вид, что забывает) о принципе единой и неделимой державы. Украинцы – не восточные и не западные; украинцы – это украинцы. Схід і Захід – разом.

Таким образом, мы, читая текст присяги воина УПА, должны понимать: несмотря на то, что всякий повстанец защищает, прежде всего, свою малую родину, свой дом, понимание того, что воюет он за всю страну, за весь народ, является неотъемлемой частью мировоззрения такого воина.

Итак, что сделал Бандера для Украины? Создал УПА. Сумел найти необходимые ресурсы и идеи, в нужный момент проявить волю и решительность, приняв единственное, по сути, верное на тот момент решение – решение о создании вооружённых сил украинских националистов. И не только создал армию, но и, несмотря на достаточно длительное заключение в германском концлагере, пришедшееся на самый, пожалуй, тяжёлый период Второй мировой войны, несмотря на последующее проживание в эмиграции, управлял её деятельностью эффективно и умело. О деятельности УПА поговорим чуть позже. Сейчас речь – о значении личности Степана Бандеры в истории Украины ХХ века – и современности.

Безусловно, человеком он был ярким, харизматичным, умеющим повести за собой. Не будет преувеличением мысль о том, что такого типа личность может быть отнесена к числу пассионарных, то есть способных оказывать непосредственное воздействие на ход исторических процессов. От природы обладая слабым здоровьем, но сильным характером, Бандера, пользуясь современным выражением, «сделал себя сам» – и заслужил любовь народа, интересы которого с самой юности поставил превыше всего остального в собственной системе ценностей.

Каждый исторический период ищет своих героев, способных символизировать специфику этого периода. Это явление стихийно и едва ли управляемо – только сверхгениальному пропагандисту под силу создать такой образ на пустом месте. Символом становится человек, наиболее полно соответствующий запросу своего времени, наиболее ярко отражающий специфику соответствующего периода. Для разрываемой на части Украины, и в особенность для Западной Украины, практически постоянно оказывавшейся под ударом то одного, то другого соседа, лучшего образца, чем Степан Бандера, в то время не было и не могло быть.

Едва ли та теплота, которая слышится в повстанческих песнях, посвящённых Степану Бандере, является результатом пропаганды и внедрения культа личности. Гораздо более вероятным видится то, что он и правда стал для своего народа образцом лидера, вождя. Стал символом сопротивления и борьбы. Кстати, иногда можно услышать гипотезу о том, что фамилия Бандеры происходит от слова «знамя» на одном из языков романской группы. Признаться, гипотеза эта видится сомнительной, однако сама идея человека-знамени, человека-символа вполне чётко отражает причины её появления.

Биография Бандеры, как известно, изобилует тюремными заключениями и смертными приговорами. Свою жизнь и благополучие – этого не могут отрицать даже самые рьяные его противники – Бандера не ценил. Так что не должен вызывать удивления факт, что человек, имеющий такую биографию, пользуется уважением и любовью народа, благополучие, да и саму жизнь которого он сделал единственной своей целью.

Как стало возможным формирование мифа, легенды о Бандере? Что послужило причиной того, что этот человек стал символом, образом, значение которого настолько сильно возросло в последнее время? Едва ли Бандера, осуществляя свою деятельность, мог и представить себе, что спустя всего несколько десятилетий его популярность шагнёт далеко за пределы Западной Украины. Как же получилось, что это стало возможным?

Силами ли его сторонников – людей, придерживающихся националистических воззрений и выступающих за те идеи, которыми он руководствовался, или – наоборот – благодаря (и вопреки) усилиям тех, кто счёл необходимым однозначно и безапелляционно осудить его деятельность? Вопросы эти относятся к разряду риторических.

Итак, возвращаясь к вопросу о героизации Степана Бандеры: вне зависимости от того, соответствует ли его личность критериям героизма того или иного аналитика, он являлся героем своего времени для своей земли. И этого достаточно.

Украинская повстанческая армия

Ой у лузі червона калина похилилася,
Чогось наша славна Україна зажурилася.

А ми тую червону калину підіймемо,
А ми нашу славну Україну розвеселимо!

Возникновение этой армии – результат долгой и напряжённой работы многих украинцев. Причина же её появления – осознание членами ОУН необходимости формирования вооружённых сил на территории Западной Украины в условиях практически постоянного противостояния – причём противники, с которыми приходилось иметь дело, периодически сменялись. Как уже упоминалось выше, фактическим создателем Украинской повстанческой армии является Степан Бандера.

Но мы, как уже договорились, не станем подробно останавливаться на истории. Разберём только некоторые аспекты, и начать я предлагаю с самого обсуждаемого, с момента, вызывающего наиболее ожесточённые споры. Итак, с кем – против кого и за кого – воевала УПА? Были ли её бойцы приверженцами и сторонниками германского национал-социализма, воевали ли они против советских войск и за немецкие, или же, как утверждают сторонники Степана Бандеры, являлась третьей силой, последовательно отстаивающей свои собственные интересы в противостоянии как с красными, так и с коричневыми?

В настоящее время идёт активный поиск документов, которыми могли бы оперировать сторонники как первой, так и второй идеи. А я предлагаю направить поиск в другое русло. Дать слово непосредственно людям, осуществлявшим повстанческую деятельность, а точнее – прислушаться к их песням. Не случайно эта статья снабжена эпиграфами, не случайно песни уже упоминались выше. Послушайте их – они красивы. А что нас интересует – это упоминание в них германцев и конкретно Гитлера. В контексте, исключающем возможность рассуждений о коллаборационизме.

И ещё. Помимо того, что Бандера провёл определённое время в заключении в германском концлагере, не стоит забывать о том, что двое его братьев погибли в печально известном лагере Аушвиц, он же Освенцим.

Наконец, один момент, вызывающий, пожалуй, наиболее эмоциональные дискуссии. Речь идёт о событиях, названных Волынской резнёй, и им подобных. Известно, что историю пишут победители. Известно также, что в большинстве случаев проигравшая страна в подобных записях представляется с максимально неприглядной стороны, в ряде случаев полностью дегуманизируясь, в то время как все поступки победителей, гордиться которыми не стоит, стыдливо замалчиваются. Никто не вспомнит о немках, изнасилованных советскими солдатами при наступлении на Германию. Зато о Волыни помнят все. При этом, как правило, любая информация, идущая вразрез с официальной гипотезой, игнорируется и считается кощунственной. Зато изобилие жутких подробностей убийства мирного населения всецело приветствуется в качестве аргументации, подкрепляющей позицию пророссийски (или «антибандеровски») настроенных собеседников.

Не будем подробно останавливаться на этой истории. Не будем и отрицать того, что определённая реальная почва для этих историй, безусловно, есть. Украинскому народу было за что обижаться на народ польский, и обида эта могла принимать совсем не цивилизованные формы.

Существует множество документов, как опровергающих, так и подтверждающих ответственность сторонников УПА за убийства мирного населения. Этот вопрос заслуживает отдельного изучения и отдельной статьи. Я хочу сказать о другом. Те, для кого воин УПА, бандеровец означает бессердечного садиста, жестокого убийцу детей, – вы не задумывались над тем, что 100-тысячная армия извергов и нелюдей – это несколько странная картина? Жили себе люди, вполне обычные, более или менее добрые, в массе своей искренне верующие, и вдруг в одночасье они стали такими, какими их описывает советская пропаганда?..

Бандеровцы XXI века

Раз, два, три, чотири,
Лізуть із комори

З машинґверами в руках
Молоді «бандьори»!

Ну вот мы и подошли к самой болезненной в настоящее время теме. Ведь можно сказать, что история УПА – это именно история. Пусть неоднозначная, пусть недавняя, но всё же – история. Но как можно закрыть глаза на то, что сейчас, в наши дни есть люди, называющие себя бандеровцами? А также и на то, что есть люди, которых бандеровцами называют другие?

Чаще всего при общении между собой россиян и украинцев (имеются в виду наши дни, наше непростое время) возникают разногласия, как правило – непреодолимые, в случае, если украинец заявляет о том, что в его восприятии Степан Бандера – действительно национальный герой, а Украинская повстанческая армия – это именно что повстанческая, партизанская армия, сражавшаяся за независимость Украины, а не сборище садистов и убийц. Человек, высказавший подобные убеждения, нередко получает от собеседника богатый ассортимент эпитетов – и слово «бандеровец», вероятно, единственное из них, не вызывающее ответного раздражения и гнева. Поскольку остальные слова – это «фашист», «нацист», «изверг» и многочисленные производные, число которых зависит только от степени эрудированности собеседника и, пожалуй, ещё от того, насколько сильно он привык ненавидеть «бандеровцев».

Что характерно, в число галицийских бандитов записываются даже жители вполне нейтральных восточных регионов – просто за то, что они не высказывают идей о коллаборационизме УПА и не соглашаются с тем, что Бандера и его сподвижники были пособниками германского национал-социализма.

Особо яркие эмоции вызывают у большинства россиян такие (без сомнения, несколько неоднозначные) явления, как, например, марш, состоявшийся в Киеве в день рождения Степана Бандеры  – факельное шествие вызвало у многих ассоциации с аналогичными мероприятиями, характерными для эстетики Третьего Рейха, а ассоциация в массовом сознании практически всегда означает знак равенства – такова уж особенность коллективного мышления. Подобные шествия, а также символика, которая может ассоциироваться с символикой нацистской (ярким примером служит символика батальона «Азов», несмотря на то, что рунический символ, использованный в ней, не имеет отношения к нацизму), словно подчёркивают в сознании россиян принятый ими на веру лозунг: бандеровец – значит фашист.

Между тем, большинство украинцев – отнюдь не экстремисты, не сторонники радикальных движений. Это просто люди, любящие свою страну и искренне стремящиеся сохранить её независимость. В таких условиях, в условиях постоянного ожидания развёртывания полномасштабной войны, в условиях наличия на юго-востоке войны необъявленной нация, несомненно, нуждается в объединяющем символе, в понятном всем, а главное – в принимаемом большинством образе борца за эту самую независимость. И то, что одним из таких образов, одним из таких символов стал Степан Бандера, не должно вызывать удивления.

Ведь человек, который всю свою жизнь посвятил борьбе за независимость своей страны, заслуживает того, чтобы о нём помнили спустя десятилетия и чтобы его слова, мысли и надежды жили в памяти и в сердцах последующих поколений.

Ликвидатор

Категория: Украина | Добавил: Ликвидатор (12.01.2015)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar